Формат DCP - что, зачем и почему?

Наверное, каждый, кто работает в сфере кино или пытался заказать рекламу в кинотеатрах, сталкивался с фразой «формат DCP». Давайте же немного разберемся  что это такое!

DCP – Digital Cinema Package или цифровой кино пакет, разработан консорциумом ведущих мировых киностудий DCI (англ. Digital Cinema Initiatives). Очень важно, чтобы цифровой пакет DCP соответствовал стандартам DCI – это необходимо для безболезненного показа во всех цифровых кинозалах. Согласно этому стандарту, исходные изображения каждого кадра при сохранении сжимаются по стандарту JPEG 2000, используя цветовое пространство CIE XYZ с глубиной цвета 12 бит на канал. Звук (он может быть как стерео так и 5.1 или 7.1) сохраняется без сжатия в формате Broadcast Wave (WAV) с квантованием 24 бит на отсчет и частотой дискретизации 48 или 96 кГц. Все это упаковывается в пакет DCP, который предполагает использование контейнера MXF с ограничением максимального потока в 250 мегабит в секунду и при необходимости шифруется. Для воспроизведения зашифрованного контента в кинотеатр по электронной почте высылают так называемый «ключ», в котором содержится информация: номер кино сервера и период времени в который  этот кинотеатр сможет запустить данный  пакет. Более подробно о ключах я написал в статье "Что такое KDM и как работает шифрование в DCP?" Рекламные ролики, трейлеры и подобный контент  обычно изготавливается без шифрования, так как в этом просто нет смысла :)

Цифровой пакет DCP минимально состоит из 5 файлов: файла описания контрольных сумм, файла описания содержимого DCP, MXF-контейнера с изображением, MXF-контейнера со звуком и файла списка воспроизведения всех компонентов фильма. Так выглядит DCP на компьютере:
пакет DCP на компьютере

Рис.1 пакет DCP на компьютере

А так на сервере кинопоказа Dolby DSS200:
пакет DCP на сервере Dolby DSS200

Рис.2 пакет DCP на сервере Dolby DSS200

Частота кадров в DCP может быть разной и зависит от стандарта упаковки DCP. Существуют 2 метода упаковки DCP: InterOp и SMPTE. Первый более старый и более универсальный. Он поддерживает контент с частотой 24 кадра в секунду и High Frame Rate 48 к/c. Кстати единственный фильм, который вышел в 3D с частотой 48 кадров в секунду на каждый глаз это трилогия «Хоббит». Для того чтобы показывать в таком формате фильмы – необходим дорогостоящий апгрейд оборудования. Абсолютно все фильмы на данный момент, выходящие в широкий прокат, сделаны в формате InterOp 24 к/c, так как данный формат гарантированно воспроизводится на всех серверах. Стандарт SMPTE более современный и поддерживает различную частоту кадров, в том числе 25 и 60 к/c, но массовый переход на него так и не состоялся. 

Также хотелось бы отметить, что современные кино сервера могут воспроизводить видео контент только в формате DCP, никакие avi, mpeg, mov и тд. не будут запускаться в цифровом кинотеатре.

Названия

Как вы, наверное, уже обратили внимание, пакет DCP имеет странное название и этому есть объяснение – в нем «зашифрована» некая информация, необходимая киномеханику, для комфортной работы. Разберем основные:

NEW-YEAR_ADV-3D_S_-XX_-_51_2K_GREK_20121226

NEW-YEAR – название ролика

ADV – категория в которую относится ролик, в данном случае реклама (advertisement), также, бывают FTR (фильм), TLR (трейлер) и другие.

3D – собственно то, что ролик в 3д формате

S – Scope, широкоэкранный формат с соотношением сторон 2.39:1. Бывает еще Flat – кашетированный. Кстати на 2 рисунке видна и эта версия ролика. К ним мы еще вернемся.

51 – 6 канальный звук 5.1

2K - горизонтальное разрешение кадра, бывает еще 4К, но в России таких залов нет

GREK – псевдоним собственника

20121226 – дата изготовления пакета

Обычно в названии еще имеется информация о том, для какой страны предназначен ролик, на каком языке аудио дорожка, на каком языке субтитры, какая студия изготавливала ролик…

Как мы видим, в названии содержится много полезной информации, но очень часто вижу рекламные ролики, которые обзывают, как попало. Многие скажут, да и какая разница как называется ролик, главное чтобы запускался в кинотеатре, и тут я с вами не соглашусь.  Ведь, к примеру, в названии прописывается с каким соотношением сторон ролик, а это очень важно и об этом далее пойдет на разговор.

Форматы Scope и Flat

В кинотеатр цифровые копии фильмов приходят в двух разных форматах соотношения сторон: Scope (широкоэкранный), соотношение сторон 2.39:1, разрешение 2048х858 и Flat (кашетированный), соотношение сторон 1.85:1, разрешение 1998х1080. Это связано с технической особенностью съемки фильмов. Поэтому если ваш ролик находится на стадии производства, то для максимального качества придерживайтесь этих соотношений. Ниже примеры кадров Scope и Flat:Кадр формата Scope

Рис 3. Кадр формата Scope

Кадр формата Flat

Рис 4. Кадр формата Flat

Очень важно показывать правильные версии роликов перед соответствующим форматом фильма, иначе могут быть неприятные последствия. К примеру, ролик в формате Scope, показанный перед Flat фильмом будет выглядеть примерно так:
Scope перед Flat

Рис 5. Scope перед Flat

А ролик в формате Flat, показанный перед широкоэкранным Scope сеансом будет выглядеть так:
Flat перед Scope

Рис 6. Flat перед Scope

Как видно из примера, если показывать вариант не соответствующий формату фильма – может «вылезти за экран» важная информационная часть вашего ролика, тем самым теряется весь смысл рекламной кампании! Именно поэтому мы всегда изготавливаем две версии одного ролика и правильно подписываем их.
В редких случаях также используется полный кадр (Full Container) с разрешением 2048x1080 для 2k и 4096x2160 для 4k, он обозначается в DCP пакетах буквой "C".

2k и 4k в DCP 

2k и 4k это обозначения разрешающей способности DCP и показывают округленное количество пикселей по горизонтали, в отличие от телевизионных обозначений, где указывается вертикальное количество строк. Так 2k - обозначает примерно 2000 пикселей, они варьируются в зависимости от формата DCP, при Scope - 2048, а при Flat - 1998. А разрешение 4k соответствует примерно 4000 пикселей, а именно 4096 или 3996 пикселей соответственно. Кстати первый фильм вышедший в прокат в формате 4k, если мне не изменяет память это "Темный рыцарь: Возрождение легенды". Ниже на рисунке представлена размер кадра 2k и 4k в сравнении с телевизионными стандартами:2k и 4k в DCP

Рис 7. Сравнение 2k и 4k с ТВ форматами

Также хотелось бы заметить, если вам предлагают конвертацию в DCP с разрешением 4k - не ведитесь! Это пустой развод вас на лишние деньги и сейчас я объясню почему. Во первых врятли у вас найдется исходник с разрешением 4096x1716 или 3996x2160 пикселей, а соответственно разницы не будет абсолютно никакой. Во вторых, если даже у вас есть ролик с таким высоким разрешением, то на экранах до 20 метров зрители не смогут заметить разницы, так как размер этих пикселей будет намного ниже разрешающей способности человеческого глаза. И в третьих, в России на данный момент еще нигде не устанавливают проекторы, которые могут выдать разрешение 4k. Даже в огромных кинотеатрах IMAX используются привычные 2k проекторы!

Supplemental DCP

Supplemental это так называемый дополнительный DCP пакет. При проигрывании он использует медиа данные от основного DCP. Так, с помощью Саплементала можно сделать что угодно, к примеру, заменить аудио дорожку, добавить субтитры или различные рекламные блоки. Лишь одно правило должно соблюдаться: в сервере должны находиться оба пакета и основной DCP, и Supplemental DCP. Это очень удобно, когда к примеру Вы планируете выпустить фильм на нескольких языках, саплементал значительно сэкономит время. К слову, все ведущие дистрибьюторы так и поступают.

Как же распространяются цифровые копии фильмов и роликов?

Фильмы в формате DCP приходят в кинотеатры на жестких дисках в специальных противоударных кейсах:Кейс с фильмом в формате DCP

Рис 8. Кейс с фильмом в формате DCP

Также сейчас активно продвигается цифровая доставка фильмов по спутниковым и интернет каналам, этим занимаются лаборатории Cinelab и DCP24. Рекламные ролики же Вы можете принести в кинотеатр на обычной USB флэшке, переносном жестком диске или DVD диске. Абсолютно все киносервера поддерживают стандартные файловые системы от Windows: Fat32 и NTFS. При этом, если Ваш ролик имеет объем больше 4-х Гб., то флэшку необходимо обязательно отформатировать в NTFS, так как файловая система Fat32 не поддерживает файлы объемом больше 4-х Гб, для жестких дисков этого делать не требуется, так как они обычно изначально идут с NTFS. Еще один важный момент: мы рекомендуем использовать чистые флэшки и жесткие диски, так как чем больше "левых" файлов на Вашем носителе, тем тяжелее серверу найти Ваш DCP контент, а в некоторых случаях его и вовсе не удается скачать.

На этом пока все, надеюсь эта статья вам понравилась…)

Автор статьи: Андрей Сальников

При копировании материалов статьи – активная ссылка на сайт DCP3D.RU обязательна

 

Назад | в FAQ

Телефон

+7(918) 377-67-66

E-mail

E-mail - onix99@mail.ru

ICQ

Icq - 874004

- http://vk.com/djgrek

- http://youtube.com/user/dcp3d

2012 - 2015 (c)